Шахматы в жизни ребёнка и его родителей 11.03.2020

Большинство родителей довольно ясно представляют задачу шахматных занятий как прекрасного средства для общего развития ребёнка, стремясь к спортивным победам, но и, не возводя в ранг трагедий, частые поражения. Но все равно возникают некоторые сомнения: у моего ребёнка слабые способности, в нашем кружке нет условий для роста моего ребёнка, наверно нам с тренером не повезло, надо ли вообще дальше тратить столько времени и сил? Если подобные вопросы возникают, то они требуют анализа и конструктивного решения. Отмахиваться от них нельзя. Однако прежде чем пытаться решать подобные проблемы, следует выяснить у ребёнка: действительно ли сохранилось достаточное желание играть в шахматы и мотивация к обучению? Если интерес к игре вялый и желание обучаться шахматным наукам стремится к нулю, а родители всё равно заставляют заниматься (это же очень полезно), то всю ответственность они берут только на себя: педагог не волшебник. Главное условие решения любых сложностей шахматного обучения ребёнка – его личная заинтересованность.

Выявление и развитие шахматных способностей Для занятий шахматами ребенок, очевидно, должен обладать соответствующими способностями. В педагогической практике встречаются дети, которые тяжело осваивают простейшие шахматные правила, с большим трудом воспринимают простейшие элементы тактики и взаимодействия фигур. У них затруднены процессы переключения внимания, сравнения, анализа, образного восприятия; случается, что при наличии отличной памяти имеет место инертное мышление. В подобных случаях шахматное обучение можно рассматривать лишь как коррекционное. У каждого ребенка существует определённый набор врождённых или приобретённых в раннем детстве качеств, которые необходимы для успешного освоения шахматной игры, и чем позже они будут востребованы, тем сложнее их будет выявить и развить. Но этот тезис вовсе не означает, что способности к шахматной игре – это что-то уникальное. Тот же педагогический опыт показывает, что подавляющее большинство детей способны к начальному шахматному обучению, трудности возникают позже, и, чаще всего, не связаны с интеллектуальными способностями.

Меня часто спрашивают: способный ли мой ребенок? Стоит ли ему продолжать занятия не впустую ли мы тратим время? Определить одарённого ребенка на самом раннем этапе шахматного обучения – очень проблемная тема. Ребёнок долгое время может не показывать должных шахматных результатов, но, сохраняя личный интерес и внутреннюю мотивацию, он в определённый момент вдруг делает рывок, догоняя и даже обгоняя своих сверстников, выходя порой на высочайший уровень. Поэтому я придерживаюсь правила, что бесперспективных детей не бывает. Способности можно развить, если, конечно, поставить перед собой такую цель. Чтобы добиться её, нам надо проявить волю, характер и терпение. Но даже если шахматная одарённость у ребёнка налицо, ему требуется значительная помощь и поддержка, так как одарённые дети имеют обычно сложный, ранимый характер, пытаются подчас прятать свой талант. Вам не стоит искать ответ на вопрос способностях Вашего ребёнка, но следует постоянно контролировать следующее:

- нравится ли ребёнку занятия шахматами;

- как успешно и как настойчиво справляется он с шахматными заданиями;

- вредят ли психике ребёнка поражения, или закаливают её;

- как занятия шахматами сказываются на его общем развитии;

- помогают или мешают шахматы успеваемости в общеобразовательной школе.

Со своей стороны в процессе обучения шахматам я всегда отвечаю на эти вопросы относительно каждого ребенка. Спрашиваю, например, всегда у каждого ребёнка: почему он пропустил занятия? И, если слышу в ответ: не хотел, не успел, забыл и т.п., значит, проблема с мотивацией. Здесь нужно скорректировать что-то. Если ребенок не хочет играть со слабыми соперниками, а сильные пока заняты, не сажаю его играть со слабыми, а переключаемся на решение задач.

В обучении шахматам выделю два основных направления: это вовлечение ребёнка в мир шахмат и само обучение. Эти два направления реализуются одновременно, но первоначально я делаю упор на развитии устойчивого интереса ребёнка к шахматам. Если спешить с обучением в ущерб формированию мотивации, ребёнок может быстро потерять интерес к занятиям. Процесс вовлечения ребёнка в шахматную деятельность и актуализации его способностей можно считать оформившимся, если наблюдаются одновременно три показателя:

1) осознание ребёнком своих способностей;

2) появление стойкого интереса к шахматам;

3) явно положительная оценка способностей со стороны педагога, родителей, друзей

На последнее прошу особо обратить внимание. Спрашивайте ребенка: чем занимался на уроке, что получилось, что нет, за что хвалили, за что ругали и т.п. От гармонии этих факторов зависит формирование внутренней мотивации ребёнка к шахматам.

Про турниры

Вовлекать ребёнка в систематический соревновательный процесс можно и нужно не при достижении определённого возраста, а при наличии соответствующего образовательного уровня, психической адаптации к маленьким неудачам и сильной мотивационной основы. Все эти факторы должны быть заложены в начальном шахматном обучении. Мне нередко приходилось видеть на соревнованиях как родители и тренеры сначала настойчиво уговаривают или заставляют ребёнка участвовать в турнире, а потом попрекают за поражения, подчас в грубой форме. Поводом для этого служит девиз: чем раньше и больше играть, тем быстрее шахматист будет развиваться. Это не ложь, но полуправда. Количество и периодичность соревнований для шахматистов различного уровня – тема вообще проблемная, единого мнения нет. А вот время начала систематической турнирной практики необходимо определять для конкретного ребёнка, соизмеряя с условиями конкретного турнира. Начинать соревновательную практику можно лишь тогда, когда полностью завершено шахматное обучение.

Роль родителей в успешности юного шахматиста

В моем портфолио на сайте ГБОУ ДТДМ «Неоткрытые Острова» написано, что особое внимание в своей работе я уделяю мотивации детей, а также прививаю любовь к шахматам детям и их родителям. Родителям! Это не праздные слова. Опыт подсказывает, что если трио слаженно работает, результат обязательно приходит. Трио ребенок-педагог-родители. Приведу некоторую статистику. Рекомендованные мною к просмотру фильмы про шахматы посмотрели всего лишь 60 процентов семей. И по удивительному совпадению у детей из этих семей наблюдается прогресс в шахматах. Сейчас появились новые технологии в обучении шахматам, такие как уроки, созданные в библиотеке МЭШ (Московская электронная школа). В этой библиотеке педагоги создают уроки по шахматам по разным темам. Я их использую в своей работе. Иногда буду присылать ссылки в группу на понравившиеся уроки для просмотра детям. Помощь родителей здесь очень важна.

И, ещё немного о тех вопросах, которые нас ждут, и мы должны быть готовы вместе их решать в будущем. Весь шахматный путь ребёнка можно условно разделить на несколько этапов.

1) период привлечения ребёнка к шахматной игре;

2) этап освоения основных правил и требований. На этом этапе квалификация низкая, но заметно растущая;

3) этап «игра ради игры»: когда ребёнок занимается и играет в шахматы, получая удовольствие, понимая уже все правила игры, но, не вдаваясь особо в скучную теорию. Многие дети застревают на этом этапе, не желая превращать волшебную игру в интересную, но академическую науку;

4) период непроизвольного наращивания знаний и умений. Обычно ребята достигают второго-первого спортивного разряда. Большая часть от всех начинающих шахматистов не выходит на этот этап, но оставшиеся - и играют с удовольствием, и с энтузиазмом учатся, впитывая в себя усложняющиеся знания, интенсивно растут;

5) академический этап – шахматам уделяется много времени и усилий, мотивированных регулярными, явно повышающимися успехами;

6) этап профессиональной шахматной деятельности или деятельности, связанной с шахматами.

Для большинства из родителей наиболее интересны и благодатны первые четыре периода шахматного развития их ребёнка. Играть ради игры, решать задачки ради похвалы – это для ребёнка просто, понятно, и одновременно полезно. Но Вам надо понимать, что любой из этих этапов может закономерно или неожиданно перейти в состояние кризиса или стагнации. Кризис всегда неприятен, иногда болезнен, но заставляет принимать конкретные решения. Кризис развития часто приводит к обновлению и логичному переходу на новый этап творчества. Именно в состоянии стагнации чаще всего ребята бросают шахматы, советуясь или нет со своими родителями, иногда этот акт носит половинчатое решение. Это порождает недосказанность, неопределённость, недовольство окружением и самим собой. Надеюсь, мы с Вами пройдем успешно все этапы шахматного пути Вашего ребенка, минуя совместно все проблемы и кризисы, связанные с этим трудоёмким процессом.

Гайнутдинов Ринат Маратович